
09.02.2026 301
Онлайн‑доставка рецептурных лекарств, которую с 2023 года тестируют в трех регионах, в России так и не стала массовым явлением. Больше всего заказов оформили в Москве, но 75% из них так и не были выполнены. Почему так, депутаты и представители Минздрава РФ пытались разобраться на заседании Комитета по охране здоровья Госдумы РФ.
Эксперимент по дистанционной продаже рецептурных препаратов стартовал 1 марта 2023 года в Москве, Московской и Белгородской областях и должен был продлиться до 1 марта 2026 года (есть вероятность, что будет пролонгирован). Зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Евгений Нифантьев говорит, что задача эксперимента была «протестировать гипотезу — необходимо это или нет». Судя по представленным цифрам, не очень.
К настоящему времени в рамках пилота пациенты оформили около 9700 заказов, из них 8868 — в Москве, 875 — в Подмосковье. В реальности доставили лишь часть заказов: около четверти — в Москве, 68% — в Московской области и чуть больше половины — в Белгородской области. По данным Минздрава РФ, чаще всего дистанционно покупали антибиотики, противовирусные препараты, антигипертензивные и гиполипидемические средства.
Почему заказы отменяли? Главным конкурентом дистанционной торговли стала привычная покупка в “каменной” аптеке. В крупных городах, где несколько аптек в одном доме — не редкость, а потому и ценовая конкуренция высока, заказывать с доставкой едва ли имеет смысл. Ведь средняя стоимость курьерских услуг составляет 200–349 руб. Даже если клиенту предлагают бесплатную доставку при заказе «от определенной суммы», он дважды подумает, надо ли ему это.
Замглавы Минздрава России Сергей Глаголев так и сказал на заседании в Госдуме: «дистанционная продажа рецептурных лекарств не показала ее преимущество перед покупкой препарата в аптеке офлайн». По его мнению, «в тренде цифровизации механизм перспективен, но пока он занимает далеко не лидирующую роль в лекарственном обеспечении».
Еще одна проблема — идентификация: в Москве треть отказов были связаны с отсутствием паспорта при получении, еще примерно в трети случаев пациенты самостоятельно отменяли заказ по неизвестной причине.
На старте проекта некоторые эксперты уверяли, что дистанционная торговля станет спасением для малых и отдаленных населенных пунктов, где зачастую нет аптек и купить лекарство негде. Этого не произошло. Средний чек покупки в таких территориях ниже, чем в городе, а стоимость доставки выше, что опять же делает сервис экономически нецелесообразным. Как я уже писал, теперь депутаты делают ставку на передвижные аптеки и продажу лекарств в почтовых отделениях в качестве альтернативы.
Еще помню, как предполагалось, что покупка с доставкой будет востребована пожилыми людьми, которым тяжело выйти за лекарством в аптеку. Эта гипотеза тоже не подтвердилась. По данным Минздрава РФ, средний возраст заказчика составил 30–40 лет.
Несмотря на все вышесказанное, участники заседания предложили продлить эксперимент с дистанционной торговлей рецептурными препаратами еще на год и разрешить участие большему числу регионов. Решено до 30 апреля 2026 года проанализировать итоги эксперимента и на основании отчета окончательно решить, что с ним делать дальше.
Есть мнение, что пилот “не полетел” из-за того, что электронный рецепт не стал нормой. Когда о нем впервые заговорили (в свете информатизации здравоохранения), казалось, от них всем будет только польза. Поликлиники будут экономить на бумаге, фармработникам в аптеке не придется ломать голову, разбирая почерк врачей, в результате меньше вероятности ошибок. Да и пациент не потеряет электронный рецепт. А страховая организация или Росздравнадзор, другой надзорный орган всегда сможет проверить назначение врача в случае возникновения спорной ситуации.
В 2019 году Минздрав РФ своим приказом по сути приравнял электронный рецепт к бумажному с точки зрения его юридической силы и дал частным медицинским организациям право оформлять их наравне с государственными. Планировалось, что в 2023 году е-рецепты полностью заменят аналоговые. Шло время, но дату отказа от бумажных назначений постоянно переносили.
Хотя в эту тему инвестировали как разработчики ИТ, так и аптечные сети. Первые создавали цифровые платформы, пиарили тему среди врачей и аптекарей. По прошествии лет из-за низкого спроса, сопротивления со стороны медработников и слабой ИТ-инфраструктуры этот бизнес по сути схлопнулся. Кто-то закрыл свою фирму, кто-то продался более крупным игрокам.
Что касается аптечных сетей, то, например, «Эркафарм» в 2024 году рассказывала, что попробовала торговать с доставкой на дом, провела интеграции, но поняла, что овчинка не стоит выделки. От сети требовалось иметь собственный штат курьеров, которые должны быть зарегистрированы в приложении. А покупателям приходилось разрываться между двумя приложениями: в приложении аптечной сети они подтверждали доставку, а в ЕМИАС — непосредственно отпуск лекарств. Слишком неудобно, слишком сложно.
Интересно, что в льготном сегменте ситуация намного позитивнее. За четыре года врачи поликлиник Москвы оформили более 75 млн электронных рецептов.
Хронология перехода
Во многих странах электронный рецепт уже стал нормой. Одним из первых его внедрила Швеция — пилотные проекты стартовали еще в 1983 году, а переломный момент наступил около 2002 года, когда е-назначения стали массовыми. Результат: ошибки при выдаче лекарств сократились на 15%, что напрямую влияет на снижение числа госпитализаций из-за медикаментозных проблем. К тому же опыт этой страны демонстрирует существенную экономию времени. В случае необходимости повторно выписать рецепт хроническому больному врач тратит на это в среднем 3 минуты меньше, чем если бы все вбивал в программу заново.
В 1990‑е годы национальные системы электронного назначения активно развивали Дания и США; позже к ним присоединились Нидерланды, где сначала работали региональные проекты, а затем они были консолидированы на национальном уровне.
В 2010–2012 годах тренд подхватили Хорватия, Финляндия и Норвегия, где оформляют свыше 80% рецептов в цифровом виде. В ряде стран электронный рецепт даже стал частью трансграничных сервисов: пациент может заказать по ним лекарство за рубежом и хорошо сэкономить на этом. У нас же рецепты, выписанные в Московской области, нельзя отоварить даже в Москве. То есть если вы живете в Подмосковье, там же получили рецепт, но работаете в столице и хотите оформить доставку из местной аптеки себе в офис, ничего у вас не получится. Подобные правила, конечно, не способствуют буму заказов с доставкой.
Вадим Винокуров
Член Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"