Система маркировки поможет оперативно контролировать цены на лекарства


image

21.03.2024 11149

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения начнет отслеживать факты завышения надбавок на медикаменты, которые входят в перечень жизненно необходимых и важных (ЖНВЛП), при помощи системы маркировки ФГИС МДЛП. Сейчас Росздравнадзор и оператор системы “Честный знак” проводят тестирование новой схемы работы. На самом деле, ничто не мешает блокировать на кассе продажу лекарства с завышением цены, чтобы не допускать подобных нарушений, но почему-то это до сих пор не делается.

«Пару лет назад мы говорили, что движемся в сторону более развитых лекарственных рынков, где госсегмент практически превалирует, достигая 80—90% доли. Но пока мы полностью не пришли к этой модели, — поясняет генеральный директор компании IQVIA в России Анастасия Круглова. — Пациенты по-прежнему вынуждены оплачивать многие препараты из своего кошелька». 

В конце прошлого года порядка 17% россиян отметили, что отказывались от покупки лекарства по причине его высокой стоимости, следует из отчета компании Ipsos. В рамках того же исследования выяснилось, что наши граждане активно пользуются интернетом, чтобы найти торговую площадку, где можно купить необходимый им препарат подешевле. Вдобавок больше половины соотечественников (62%) заметили в последние полгода-год, что лекарство, которое они регулярно покупают, стало дороже, показал опрос Фонда "Общественное мнение" 2023 года. 

Часто, увидев, что “их” лекарство подорожало, люди начинают жаловаться: в Росздравнадзор, ФАС, прокуратуру, комитет по тарифам и ценам и т.д. Многие попросту не понимают, что все медикаменты делятся на два типа: те, цены на которые государство регулирует – это свыше 800 наименований и которые перечислены в Перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), и остальные медикаменты, цены на которые ничем не ограничены. 

Если речь идет о препарате, который не включен в ЖНВЛП, то контролирующие органы только разводят руками. А вот если включен и покупатель оказался прав, то аптеке может грозить административная ответственность с наложением штрафа: на должностных лиц до 500 тыс. руб. или даже административным приостановлением деятельности до 90 суток.

Чтобы узнать, к какому типу относится тот или иной препарат, в настоящий момент можно, например, обратиться к информационному стенду в торговом зале любой аптеки. На нем размещается и сам Перечень, и максимально допустимые цены на лекарства (в каждом регионе разрешены разные надбавки). 

На постоянной основе Росздравнадзор проводит мониторинг цен на ЖНВЛП. Для автоматизации этой деятельности он использовал внешний информационный ресурс “МОЛС” и направляет ежемесячный отчет в правительство, Минздрав, Минпромторг, Минэкономразвития и ФАС. Теперь же этот отчет Росздравнадзор будет формировать на основании данных СМДЛП. В чем принципиальное отличие одной информационной системы от другой, честно говоря, непонятно, но факт остается фактом. 

В феврале 2024 года Росздравнадзор должен был обкатать схему на амбулаторном сегменте, а ближе к лету протестирует составление отчета по госпитальному звену. Однако в перспективе этот инструмент вполне мог бы использоваться на постоянной основе, для выявления нарушений в сфере ценообразования, пишут “Известия”.

Сейчас цены на медикаменты проверяют сотрудники региональных комитетов по тарифам, а также федеральная служба, куда поступают жалобы на завышение стоимости. Разбираются с подобными обращениями и органы Росздравнадзора. Так, в 2022 году на горячую линию службы поступило 11 заявлений, в 2023 году — 15. Каждая жалоба была оперативно рассмотрена, информация передана в регионы для принятия мер реагирования и недопущения подобных нарушений впредь, рассказали в пресс-службе регулятора.

Смысл новации в том, что Федеральная система мониторинга движения лекарственных средств (ФГИС МДЛП) позволяет сделать эту работу проактивной, то есть выявлять и пресекать нарушения еще до того, как на них обратят внимания граждане. На мой взгляд, можно было бы избавить и Росздравнадзор, и прокуратуру от большого объема ненужной работы, блокируя продажу лекарства по завышенной стоимости непосредственно на кассе. По аналогии с тем, как сейчас пресекается продажа продукции с истекшим сроком годности. Более того, благодаря системе “маркировки” можно было бы выявлять еще и такое нарушение, как непробите чеков в аптеке. Достаточно сверить данные “Честного знака” о выбытии лекарств из системы и операторов фискальных данных (ОФД) об оформлении чеков. Подобная актуализация представляется особенно своевременной в свете недавнего заявления президента Владимира Путина об отмене мораториев на проверки бизнеса.

«Считаю возможным с 1 января 2025 года отказаться от временных мораториев на проверки бизнеса и вместо этого с учетом наработанного опыта полностью перейти на риск-ориентированный подход, закрепив его законодательно», — сказал президент.

Он отметил, что там, где риски отсутствуют, стоит применять профилактические меры «и таким образом минимизировать число проверок».

“Механизм дополнительного автоматизированного контроля над ценами будет не лишним, но при условии, что он будет работать в нормальном режиме, — убежден директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов. — Если такая система контроля будет работать со сбоями, на лекарственном рынке может наступить коллапс”.

Но это не единственная новация в сфере надзора за ценами на медикаменты, которая ждет нас в текущем году. В свою очередь Минэкономразвития разработало особенности осуществления регионального контроля за ценообразованием на средства из Перечня ЖНВЛП. Сейчас документ проходит общественные обсуждения. Согласно проекту, большинство контрольных мероприятий придется согласовывать с прокуратурой. Без согласования можно будет проводить проверки по поручению президента, председателя правительства или его заместителей. 

По результатам выездного обследования в случае выявления нарушений инспекторы должны будут составить акт и предписание. Контроль за его исполнением будет проводиться инспекторами заочно без взаимодействия с проверяемыми. Очные проверки по предписанию возможны, если надзорный орган установит, что предписание не исполнено. И для них согласование прокуратуры уже не потребуется.

Если в ходе обследования проверяющие выявят признаки завышения предельных надбавок, реализацию ЖНВЛП без регистрации предельной отпускной цены производителя или отсутствие актуальной информации о ценах на ЖНВЛП, и при этом за прошедшие полгода подобные нарушения у этого участника рынка уже выявлялись, регуляторы смогут незамедлительно провести контрольную или мониторинговую закупку. Согласование прокуратуры для такой закупки тоже не нужно.

Вкупе обе новости явно указывают на то, что государство намерено навести порядок в области ценообразования на жизненно необходимые и важные лекарственные средства. И это хорошо. Но будет еще лучше, если имеющиеся инструменты использовались более эффективно, а специалисты надзорных органов могли бы сосредоточиться на выполнении более важной работы.

Вадим Винокуров

Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Публикации