Пятилетка хорошего самочувствия: что поменяется в системе здравоохранения к 2030 году


image

09.12.2025 453

К 2030 году жители России должны получить более доступную, более технологичную и качественную, учитывающую их индивидуальные особенности, медицинскую и лекарственную помощь. Россияне должны больше доверять отечественной системе здравоохранения. Об этом говорится в новой Стратегии развития индустрии, утвержденной президентом страны Владимиром Путиным. Среди рисков, с которыми отрасль может столкнуться, — возникновение новых и возврат исчезнувших инфекций, новые пандемии, кибератаки. В числе вызовов системе — старение населения и зависимость от иностранного сырья и комплектующих при производстве лекарств и медицинских изделий.

Президент РФ Владимир Путин утвердил новую Стратегию развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2030 года. Документ состоит из 24 пунктов и семи разделов, посвященных оценке состояния национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан, угрозам и вызовам, целям и приоритетным направлениям развития здравоохранения, а также основным механизмам, этапам и ожидаемым результатам реализации стратегии.

Прежняя стратегия развития отрасли была принята в 2019 году на срок до 2025 года. Она была признана успешной. Так, в документе перечислены некоторые достижения к 2024 году, которые удалось достичь в рамках реализации предыдущей стратегии. В их числе:

  • Число граждан, ежегодно проходящих профосмотры и/или диспансеризацию: 109,3 млн (69,3 млн в 2019 году);
  • Численность инвалидов: 75,5 на 1 тыс. населения (80,8 на 1 тыс. населения в 2019 году);
  • Санаторно‑курортное лечение: 7,9 млн (7,3 млн человек в 2019 году);
  • Высокотехнологичная медпомощь: рост числа пациентов на 18% по сравнению с 2019 годом, до 1,5 млн человек; рост для жителей села — 8,4%.
  • Расходы на медпомощь в системе госгарантий и территориальных программ выросли на 45% (в части ОМС — на 76%).

Однако работы непочатый край - ведь удовлетворенность населения медпомощью в 2024 году достигла 53,9% (рост на 25 п.п. по сравнению с 2019 годом). С другой стороны, кажется, власти не ждут особых перемен в настроениях россиян в этой части. В паспорте нацпроекта «Продолжительная и активная жизнь», который начался в 2025 году, целевой показатель удовлетворенности — 55,2% к концу 2030 года.

Согласно новой стратегии среди планируемых результатов следующей пятилетки: увеличение доли россиян, ведущих здоровый образ жизни, до 13,6%; сокращение потребления алкоголя до 7,8 литра этанола на душу населения; увеличение до 90% доли лекарств, произведенных в России, в общем объеме Перечня ЖНВЛП; достижение уровня технологической независимости в сфере здравоохранения в 80%, обеспеченность врачами медицинских организаций, участвующих в реализации Программы госгарантий, – 43,46 человека на 10 тыс. населения, средним медперсоналом — 85,12 на 10 тыс.

Одним из главных вызовов перед медициной на ближайшие годы остается высокая и продолжающая расти нагрузка неинфекционных заболеваний — сердечно‑сосудистых, онкологических, эндокринных, нейродегенеративных. Впрочем, в стратегии делается поправка на то, что заболеваемость в 2019–2024 годах увеличилась в том числе из-за улучшения выявляемости и качества диагностики. Но распространенность ожирения, малоподвижный образ жизни и нездоровое питание — бич современного общества: уже сегодня четверть взрослого населения страны старше 19 лет страдает ожирением, а это в свое очередь является главенствующим фактором риска для развития целого ряда хронических заболеваний.

Никуда не делись биологические угрозы: растет риск заноса новых и редких инфекций, возвращения уже исчезнувших заболеваний, пандемическое распространение отдельных вирусов. Сохраняются угрозы распространения инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, рост антибиотикорезистентности, а также преднамеренного и техногенного биологического воздействия. На фоне старения населения, кадрового дефицита и неравномерной территориальной доступности медпомощи эти тенденции усиливают давление на систему здравоохранения и требуют от нее более мощной профилактики, раннего выявления и готовности к работе в условиях хронических эпидемиологических и демографических стрессов, говорится в документе. 

Стратегия прямо закрепляет, что ключевая цель системы — обеспечение прав граждан на охрану здоровья и выполнение государственных гарантий бесплатной медпомощи. Она также подчеркивает усиление ответственности региональных властей за организацию помощи и ее доступность, а также акцентирует внимание на необходимости создавать механизмы сопровождения пациента «на всем жизненном пути» — от профилактики до реабилитации. 

Для пациентов это должно выражаться в:

  • большей прозрачности маршрутов оказания помощи и понятных правил, куда обращаться и как отстаивать свои права;
  • усилении интеграции медицинской и социальной помощи, особенно для пожилых людей, людей с инвалидностью и участников специальной военной операции.

По-прежнему ставка делается на профилактику и раннее выявление заболеваний, расширение охвата граждан профилактическими осмотрами и/или диспансеризацией не реже одного раза в год, усиление работы центров здоровья, где будут выявлять факторы риска (ожирение, давление, сахар, курение) и наблюдать пациентов с этими рисками. 

В числе приоритетных задач — разработка и реализация корпоративных программ укрепления здоровья, привлечение работодателей к созданию условий для прохождения профосмотров, совершенствование системы охраны здоровья работающего населения.

Ранее министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко отмечал, что в 2024 году впервые произошло снижение суммарной продолжительности временной нетрудоспособности по заболеванию работающих граждан.

“Этот интегральный показатель не имеет единственного инструмента управления, — пояснил министр. — На него влияет как непосредственно доступность первичного звена, качество оказания помощи и ее соответствие клиническим рекомендациям, так и работа профилактической службы, охват вакцинопрофилактикой, приверженность здоровому образу жизни, развитие в регионе муниципальных и корпоративных программ здорового образа жизни”.

По его словам, в значительной степени влияют и немедицинские факторы — такие как доступность спортивной инфраструктуры и даже график включения отопления.

В центре внимания властей до 2030 года — репродуктивное здоровье россиян, расширение сети женских консультаций, кабинетов психологической помощи женщинам. 

Должна получить развитие школьная медицина, в планах расширение сети детских поликлиник и больниц.

Для удобства россиян будут расширяться программы выездов медицинских бригад в труднодоступные и сельские районы, телемедицинские технологии. Пациенты получат больше возможностей проходить обследования по месту работы и учебы. Новый импульс получит санитарная авиация.

В Стратегии неоднократно упоминается важность индивидуального, персонализированного подхода — как на этапе подбора рациона правильного питания, так и в процессе оказания медицинской помощи.

Стратегия признает важность укрепления системы долговременного ухода. Готовится дальнейшее развитие медицинской реабилитации (включая амбулаторную), санаторно‑курортного лечения и паллиативной помощи. Это означает расширение программ реабилитации после инфарктов, инсультов, травм, операций и для людей с инвалидностью; развитие паллиативной помощи, в том числе в формате выездных служб и хосписов, а также более тесную связку медицины с соцслужбами для пожилых пациентов.

Стратегия ставит задачу технологического суверенитета: к 2030 году планируется значительно увеличить долю отечественных лекарств, особенно жизненно необходимых, и медицинских изделий. В фокусе — совершенствование не просто лекарственного обеспечения граждан, но и ценообразования на препараты. Большое внимание в документе уделено теме разработке новых лекарств, включая биотехнологические, радиофармацевтические и персонализированные.

В следующую пятилетку будут развивать высокотехнологичную медицинскую помощь, генетические (в том числе предиктивная генетика) и персонализированные технологии, регенеративную медицину, биогибридные и бионические технологии. 

К 2030 году воссоединенные регионы должны быть полностью интегрированы в систему здравоохранения Российской Федерации.

Наконец система здравоохранения будет развиваться с привлечением добровольцев и волонтеров, следует из документа. Большие надежды связывают с наставничеством в медицинской среде.

Теперь Правительству РФ предстоит в шестимесячный срок утвердить план мероприятий по реализации новой стратегии. 

Вадим Винокуров,

Член Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения

Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Публикации