Псевдопроизводителей отечественных БАД хотят вывести на чистую воду


image

23.09.2025 347

Что ни день, то новая инициатива, как обелить рынок БАД и защитить россиян от отравы. Жизнь добропорядочных игроков усложняется, а торгаши-нелегалы как продавали свой товар через соцсети, мессенджеры, салоны красоты, так и продают. На этот раз предлагается проверять наличие производственных площадок у производителей БАД. Сделать это можно будет очно или дистанционно, предоставив документы в приложении «Инспектор». В случае отказа от мониторинга или непрохождения его он не сможет получить коды маркировки, и дальнейшая продажа товара станет невозможной.

Соответствующую инициативу внес Минпромторг. Она касается не только БАД, но и других производителей товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Проект постановления проходит общественное обсуждение до 4 октября. Цель проверок — выявить недобросовестных участников оборота маркируемой продукции («псевдопроизводителей») и исключить возможность фактов регистрации в системе в качестве производителей лиц, которые ими не являются.

В случае утверждения документа очный мониторинг с посещением производственной площадки будет назначаться при наличии одновременно трех условий:

  • производитель заявил о вводе в оборот товаров, сделанных в России, за предыдущий месяц;
  • в Государственной информационной системе промышленности (ГИСП) о производителе нет сведений как о производителе российской продукции;
  • мониторинг с посещением производителя не проводился в течение последнего года.

Перед проверкой оператор уведомит организацию о визите, а производитель должен дать согласие на посещение в течение пяти рабочих дней.

В случае дистанционной проверки производитель должен направить документы, доказывающие наличие производства (фото, видео), через приложение «Инспектор» в течение трех дней со дня получения соответствующего оповещения. Если производство не подтверждено ни одним из способов, полученные коды маркировки аннулируются в течение 14 календарных дней.

Как сказано в пояснительной записке, в настоящее время одним из наиболее серьезных потенциальных рисков, влияющих на наличие на рынке нелегального оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, выступает отсутствие проверки достоверности заявляемого российского производства ряда потребительских товаров. В связи с этим ряд недобросовестных участников рынка легализуют нелегально ввозимую на территорию Российской Федерации продукции под видом российского производства. Проект постановления направлен на исключение обозначенных выше рисков. Предполагается, что оно вступит в силу 1 января 2026 года.

С ноября 2024 года на кассах было заблокировано 19,6 млн упак. БАД с признаками контрафакта, 4,5 млн упак. неизвестного происхождения и 6 млн упак. БАД, содержащих мелатонин, литий, симетикон, рассказала руководитель проектов товарной группы БАД к пище и спортивного питания ЦРПТ Любовь Андреева на конференции SFE&Marketing Excellence Academy.

По данным ЦРПТ, с начала обязательной маркировки БАД в системе «Честный Знак» в сентябре 2023 года была заблокирована каждая четвертая карточка БАД из-за несоответствия описываемой продукции. 

«Если на старте проекта доля нелегального оборота достигала 45%, то по итогам прошлого года этот показатель сократился до 16%», — сказал Андреева. Среди заблокированных товаров — различные препараты, в частности, витамин D3 в дозировке 10000 и всевозможные вариации «Оземпика» в виде БАД.

Впрочем, по экспертным оценкам Союза производителей БАД, объем серого рынка БАД составляет 30%. Как показывает собственный мониторинг, осуществляемый этой организацией, на маркетплейсах по-прежнему много карточек в непрофильных категориях и препаратов без регистрации, выдаваемых за добавки. По мнению руководства Союза, изменить эту ситуацию может механизм внесудебных блокировок.

“Президент подписал ФЗ № 150, которым вводится долгожданный для нас механизм внесудебного ограничения доступа к информации в сети-интернет по реализации БАД, не соответствующих требованиям ФЗ №29 “О качестве и безопасности пищевой продукции”, - рассказал на конференции “PROекции будущего” исполнительный директор Союза производителей БАД Александр Жестков. - Дальше нужно будет внести изменения в некоторые подзаконные акты”. 

Часть из этих НПА прошли публичное обсуждение, сейчас в правительстве находится утвержденный проект постановления именно о внесудебном ограничении. По плану в срок до 1 ноября этого года его должны подписать и выпустить, сообщил Жестков.

После чего механизм заработает примерно так же, как это происходит на рынке лекарственных средств, но с другим оператором, пояснил эксперт. То есть если за лекарствами следит Росздравнадзор, то за БАД - Роспотребнадзор. 

“На первых порах не хватит человеческого ресурса, чтобы все охватить, но мы готовы помогать и собирать для Федеральной службы первичную информацию [о нарушителях]. Далее Роспотребнадзор будет верифицировать эти сведения, выпускать постановление и направлять его в Роскомнадзор, чтобы тот осуществил блокировку, ограничил доступ к информации”, - проинформировал Жестков. 

По его словам, ежегодно в интернете блокируется около 100 тыс. страниц, торгующих лекарствами [с нарушением закона]. По БАД, по его прогнозу, данную отметку быстро преодолеют, и долю ушедших с рынка займут добросовестные игроки

Он напомнил, что 15 сентября закончилось публичное обсуждение проекта постановления правительство о критериях эффективности БАД в зависимости от степени их влияния на работу организма человека. Этот документ станет ключевым для формирования в дальнейшем перечня допущенных к назначению врачами биодобавок. Вероятнее всего, он начнет применяться с первого марта, поскольку там есть несколько новых требований, а новые требования традиционно вступают в силу два раза в году: 1 сентября и 1 марта. Может быть, это и хорошо, потому что у всех будет время, чтобы подготовиться, сказал эксперт.

Выступавшая на той же конференции заместитель генерального директора AlphaRM Татьяна Ковальчук показала, что впервые за долгое время легальные продажи БАД показали не самую лучшую динамику. По итогам 7 мес. было продано БАД на сумму 105 млрд руб. (0,29 млрд упаковок). Это на 16% больше аналогичного периода прошлого года в денежном выражении и на 1% меньше в пересчете на упаковки. 

При этом средняя цена БАД выросла на 18% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года и составила 376 руб. Если посмотреть отдельно российские БАД, то там средняя стоимость всего 275 руб. (рост на 20%), тогда как у иностранных БАД она чуть ли не втрое больше: 796 руб. (прирост 18%). 

Исследователи сделали слайд с самыми дорогими БАД на российском рынке: от 104 тыс. до 187 тыс. руб. Впрочем, когда я стал искать информацию о производителях из TOP-5, то обнаружил, что в онлайн-аптеках можно встретить их товары по цене даже выше указанной - вплоть до 280 тыс. руб. Описание товара начинается словами: “Здоровье, интеллект, сексуальность, красота – все это дано человеку, чтобы быть счастливым. Наша задача – сохранить составляющие счастье человека, которые даны природой, как можно продолжительнее!”Дальше производитель также обещает защитить ДНК покупателя с помощью своей пищевой добавки. 

Что ж, счастье, наверное, того стоят. Основной объем продаж БАД приходится на москвичей.

В целом, доля дорогостоящих сегментов БАД растет, а сегмент стоимостью «до 100 руб.» сжимается как в деньгах, так и в упаковках: 3,92% в первом полугодии 2025 года против 5,2% в аналогичном периоде 2024 года.

 «Мы целенаправленно убрали из ассортимента часть продукции стоимостью до 50 руб. за упаковку: вместо 5 млн упаковок таких добавок мы ежемесячно продаем 4 млн упаковок. Таким образом, мы сократили объем товара, но увеличили выручку», — рассказал сооснователь компании «Квадрат-С» Олег Комаров. 

В TOP-10 самых продаваемых (в количественном выражении) БАД вошли несколько видов гематогена, аскорбиновая кислота с сахаром. TOP-5 регионов, где лучше всего продаются БАД, возглавляют Москва (12,5%) и Московская область (8,2%), на третьем месте - Краснодарский край (5,6%), Санкт-Петербург (5%). При этом частные расходы на БАД в пересчете на 1 человека в столице составляют 994 руб., в области - 982 руб .

«Небольшая стагнация рынка легальной продукции в упаковках и рост нелегального оборота, на мой взгляд, связаны между собой, — говорит директор по развитию Союза производителей БАД Иван Дындиков. — Потребитель зачастую неосознанно покупает в интернете какую-нибудь комплексную пищевую добавку, а не БАД». 

Вадим Винокуров
Член Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения 

Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Публикации