Налог на вредные привычки: ВОЗ призвала повысить цены на алкоголь, сигареты и сладкие напитки


image

08.07.2025 256

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) призвала страны поднять акцизы на вредные для здоровья товары на 50%. По подсчетам экспертов, это позволит предотвратить 50 млн преждевременных смертей в течение следующих 50 лет. Воспримет ли Россия данный призыв как руководство к действию? Что думают российские врачи и эксперты рынка об эффективности таких мер?

ВОЗ выступила за то, чтобы страны поэтапно повышали цены на алкоголь, сигареты и сладкие газированные напитки, чтобы к 2035 году подорожание достигло 50%. Эксперты организации уверены, что это поможет сдержать развитие хронических заболеваний и получить критически важные доходы, которые можно было бы потратить целевым образом опять же на здоровье нации. В некоторых российских СМИ термин, предложенный ВОЗ, поспешили перевести как “налог на здоровье”. Конечно же, это в корне неверно. Правильнее было бы их назвать налогами ради здоровья.

«Налоги на здравоохранение — один из самых эффективных инструментов, которые у нас есть, — сказал д-р Джереми Фаррар, помощник генерального директора по вопросам укрепления здоровья, профилактики и контроля заболеваний ВОЗ. — Они сокращают потребление вредных продуктов и создают доход, который правительства могут реинвестировать в здравоохранение, образование и социальную защиту. Пришло время действовать».

Инициатива ВОЗ носит название «3 к 35». Ее разработали, в том числе, на фоне роста неинфекционных заболеваний (НИЗ), который накладывает большую нагрузку на системы здравоохранения. Сердечно-сосудистые, онкологические заболевания и диабет становятся причиной более 75% всех смертей в мире. 

«3 к 35» преследует несколько целей:

  1. Сокращение вредного потребления за счет снижения доступности.
    Увеличить или ввести акцизы на табак, алкоголь и сладкие напитки, повысить цены и сократить потребление даст возможность сократить будущие расходы на здравоохранение и количество предотвратимых смертей.
  2. Привлечение целевых доходов для финансирования здравоохранения и развития системы — по прогнозам 1 трлн долл. в течение десяти лет.
  3. Мобилизация внутренних государственных ресурсов для финансирования основных программ здравоохранения и развития, включая всеобщее медицинское страхование.

По данным организации, с 2012 по 2022 год почти 140 стран уже повысили акцизы на табак, что привело к росту реальных цен в среднем более чем на 50%. 

Довольно успешным примером такой работы можно считать Австралию – там уже практикуется повышение цен на сигареты для оздоровления населения, рассказала нашему изданию врач-невролог Амина Киндарова. 

«Принятие подобных мер, конечно, принесет только положительный эффект – сократит объем потребляемого «вреда», особенно, среди подростков и молодежи, как аудитории с, вероятно, невысоким уровнем дохода, – полагает Киндарова. – Помимо очевидного вреда сигарет здоровью детей, подростков и молодежи, газированные напитки способствуют ожирению и нарушению метаболизма, что сейчас стало огромной проблемой развивающихся стран». 

Польза для экономики от подобной политики, по ее мнению, очевидна. 

«Однако есть один довольно существенный минус – рост теневого рынка сигарет и сладких газированных напитков, – предупреждает эксперт. – Как уже бывало, возможен рост доли напитков домашнего изготовления и теневых поставок сигарет без должных лицензий и регулирования, что приведет к еще большему вреду для населения. Если же такая инициатива будет реализована при должном контроле со стороны госорганов, то она окажет самое положительное влияние на здоровье россиян».

Врач-дерматолог, совладелец сети клиник доктора Омарова Зарема Омарова обращает внимание на то, что сама по себе инициатива ВОЗ не нова. Минфин России несколько лет назад вышел с предложением о введении акциза на калорийные безалкогольные газированные напитки и корректировках НДФЛ. 

«Тогда экономисты говорили о возможном негативном влиянии для производителей, на уровень занятости. Вместе с тем понятно, что ожирение имеет характер пандемии и справляться с ней можно только на государственном уровне», – отмечает Омарова.

На самом деле политика высоких табачных акцизов, которую 15 лет назад провозгласил тогдашний министр финансов Алексей Кудрин, дала весьма противоречивые результаты. С одной стороны, доля нелегального табака в РФ выросла с нуля до более 13%, а потери казны от неуплаты табачных акцизов подскочили с нуля до 100–150 млрд руб. Однако, с другой, около 20% курильщиков в стране заявили, что отказались от табака из-за дороговизны. Интересно, что еще одним фактором для снижения потребления табака стало и отсутствие мест для курения в городе. Об этом в ходе опроса общественного мнения “Ромир” заявили около 17% жителей городов с населением до 100 тыс. человек.

Всероссийский союз пациентов (ВСП) последовательно выступает за повышение акцизов на сахаросодержащие продукты, а также за дополнительное налогообложение табачных изделий — прежде всего, с тем расчетом, чтобы эти средства направлялись на лечение или профилактику заболеваний, которые являются следствием злоупотребления такой продукцией. Например, пациентов с ожирением, сахарным диабетом или  ХОБЛ. 

«Но важно, чтобы эти налоги имели целевое назначение — то есть шли не в общий бюджет, а в систему здравоохранения, на финансирование профилактики, диагностики и лечения заболеваний, напрямую связанных с нездоровым образом жизни и вредными привычками, включая потребление вредных продуктов», – акцентирует сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулёв.

Но не получится ли так, что при повышении цен на сахар промышленность переключится на сахарозаменители, которые потребители в массе своей считают безопасной альтернативой? При этом мало кто вспоминает о том, что одним из первых заменителей сахара был сахарин, который слаще сахара примерно в 300 раз. Позже было доказано, что он повышает риск развития рака, влияет на обострение желчнокаменной болезни и категорически противопоказан беременным женщинам. Сегодня он запрещен в США, Канаде и Евросоюзе. Да и разрешенные подсластители и сахарозаменители, по словам врачей, безопасны только в том случае, если употреблять их в меру. Как ты не процитировать старинную русскую поговорку: хрен редьки не слаще.

Аналогичная история случилась с электронными сигаретами и вейпами. Сначала их считали безобидной заменой сигарет, а сегодня борются с распространением и того, и другого.

«Что касается замены сахара на сахарозаменители или табака на вейпы — это старая история, когда бизнес подстраивается под ограничения, предлагая формально «другой» продукт, который при этом по сути продолжает вредить, – говорит Жулёв. – Государство должно на это реагировать системно и последовательно. И, конечно, мы не должны забывать о фастфуде. При злоупотреблении он наносит не меньший вред, чем алкоголь или курение. Это тоже должно учитываться при формировании налоговой и социальной политики в сфере здоровья».

Повышение цен на алкоголь, табак или газировку само по себе не решит проблему здоровья нации, считает глава комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Леонов. По его мнению, необходимо применять «методы мягкой силы»: активно пропагандировать здоровый образ жизни, поддерживать развитие массового спорта и правильного питания, «чтобы сами граждане делали выбор в пользу здоровья». Государство должно создавать условия, при которых людям было бы легче и предпочтительнее выбирать полезные занятия в часы досуга, полагает Леонов.

По его словам, в России хорошо зарекомендовала себя практика акцизного налогообложения вредной для здоровья продукции. С 1 июля 2023 года в рамках борьбы с избыточным потреблением сахара введен акциз на сахаросодержащие напитки: 7 руб. за один литр. Акциз платят производители и импортеры такой продукции, но в конечном итоге сумма включается в стоимость товара для потребителя. Деньги от акциза поступают в федеральный бюджет и направляются, в частности, на финансирование федерального проекта «Борьба с сахарным диабетом».

В качестве другой меры сдерживания депутат привел законопроект о запрете продажи алкоголя лицам до 21 года, который на днях внесла в Госдуму сенатор Марина Сидухина. 

«До 21 года мозг продолжает активно развиваться, а регулярное потребление алкоголя может привести к долгосрочным последствиям для организма. В 18 лет головной мозг наиболее уязвим к различным внешним воздействиям, и особенно химическим отравлениям», – напомнил Леонов. 

Тем более что подобная практика также распространена в ряде стран, резюмировал депутат.

 

Вадим Винокуров, Член Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения 

Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Публикации