Роспотребнадзор напоминает о правах потребителей в отопительный сезон: что делать при проблемах с отоплением?


09.11.2025

Роспотребнадзор информирует о правах потребителей в отопительный сезон. С началом отопительного сезона многие граждане сталкиваются с проблемами ненадлежащего предоставления коммунальных услуг по теплоснабжению. Это может проявляться в несоответствии температуры установленным нормативам или в длительных перерывах в подаче тепла.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, услуги отопления должны предоставляться круглосуточно на протяжении всего отопительного периода, а перерывы не должны превышать установленные нормы.

Законодательством допускаются лишь незначительные перебои в подаче тепла. Максимально допустимая продолжительность перерыва составляет:
- не более 24 часов в сумме в течение одного месяца;
- не более 16 часов единовременно при температуре воздуха в жилых помещениях от 12 °С до нормативной температуры 18-20 °С;
- не более 8 часов единовременно при температуре воздуха в жилых помещениях от 10 до 12 °С;
- не более 4 часов единовременно при температуре воздуха в жилых помещениях от 8 до 10 °С.

Важно помнить, что существуют нормативы температуры в жилых помещениях: она должна быть не ниже 18 °C, а в угловых комнатах — не ниже 20 °C. В холодных районах, где температура наиболее холодной пятидневки составляет -31 °C и ниже, температура в жилых помещениях должна быть не ниже 20 °C, а в угловых комнатах — не ниже 22 °C.

Если в течение расчетного периода потребитель в многоквартирном доме получает некачественное отопление, размер платы за эту услугу может быть уменьшен, вплоть до полной отмены оплаты.

При возникновении ситуации с отсутствием отопления или его низким качеством важно зафиксировать этот факт. Для этого необходимо сообщить о нарушении как в письменной форме, так и устно, например, по телефону. Ваше сообщение будет зарегистрировано аварийно-диспетчерской службой. Также вы можете отправить претензию по почте на юридический адрес исполнителя услуг с уведомлением о вручении.

Если сотрудник службы знает причины нарушения, он обязан уведомить вас. Если причины неизвестны, он должен согласовать с вами дату и время проверки ситуации. По итогам проверки составляется акт, который подписывают все участники.

В случае, если управляющая компания не реагирует на ваше обращение или предоставляет лишь формальный ответ без действий по устранению проблемы, вы можете обратиться:
- В государственную жилищную инспекцию по месту жительства (обращение можно оставить на сайте инспекции);
- В суд с требованием возместить убытки, например, если вам пришлось использовать обогреватели и счета за электроэнергию значительно возросли, а также с просьбой о компенсации морального вреда.

Новости Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации
Источник : Ссылка