По статистике, 20% первоклашек при хороших интеллектуальных способностях все же не готовы к обучению — ребятишки испытывают сложности с восприятием информации. Но это не значит, что с малышом «что-то не то», ситуацию можно исправить, главное вовремя начать.
				
					В современной системе образования остро стоит проблема выявления детей с трудностями обучения. При нормальном или даже выше среднего уровне интеллекта им сложно освоить чтение, письмо, счет, у многих наблюдаются дефицит внимания и гиперактивность.
  «Опасность кроется в том, что родители и педагоги могут не понимать причин возникновения трудностей у ребенка и не обращаются за помощью к специалистам — нейропсихологам, логопедам, дефектологам, психологам. - рассказывает детский нейропсихолог, член Ассоциации родителей и детей с дислексией Мария Гуляева. - Это приводит к печальным последствиям — ребенок не усваивает школьную программу, попадает в ситуацию хронического неуспеха, теряет интерес к учебе. Формируется низкая самооценка, которая в младшем школьном возрасте напрямую зависит от успехов в учебе».  
Как понять, что ребенку требуется помощь специалиста
 Дислексия — трудности освоения чтения — может выражаться в ряде симптомов. Вот некоторые из них:
 - ребенок читает по буквам/ слогам, не может научиться «сливать» их вместе;
 - низкий темп чтения: ребенок существенно отстает от сверстников в скорости чтения;
 - при чтении ребенок путает буквы, обозначающие звуки, близкие по звучанию (д-т, б-п), артикуляции (л-н, ш-с) или зрительно похожие буквы (к-н, з-э);
 - пропускает, добавляет или меняет местами звуки слова (паровоз — парвоз, под дождем — под дождием, канава — кавана);
 - зеркальное чтение слогов в составе слова (ма-ам);
 - не соблюдает правил согласования слов (красивый дерево, другая рукой);
 - ребенок угадывает окончание слова/ предложения (не дочитывает до конца);
 - не может понять смысл того, что прочитал. 
 Часто трудности освоения чтения сопровождаются трудностями освоения письма — дисграфией и дизорфографией. В тетрадях таких детей можно обнаружить характерные ошибки:
 - смешение букв, близких по звучанию, артикуляции, написанию (п-б, с-ш, у-и, ш-щ) и зрительно похожих (в-д);
 - повтор элементов буквы (п-т, и-ш), букв (монета — монетта), частей слова (молоко — мололоко) или слов целиком;
 - пропуск элементов букв, букв (мороз — морз), слогов (молоко — моко) и целых слов;
 - зеркальное письмо (в случае, если оно наблюдается и во 2-3 классе);
 - плохой почерк (неопрятность, колебания наклона, высоты букв);
 - большое количество орфографических ошибок.  
При дискалькулии — трудностях освоения счета: - ребенок не понимает, в каком направлении ему нужно двигаться по числовой оси при совершении счетных операций — прибавлять или отнимать (15+9=16);
 - ребенок путается в разрядном строении числа (17-71);
 - зеркальное написание цифр;
 - ребенок по ошибке выполняет не ту операцию (+/-), повторяет предыдущее действие, вместо того, чтобы переключиться на следующее;
 - ребенок при счете не может удержать в уме промежуточный результат.  
Дефицит внимания и/или гиперактивность Таким детям сложно сконцентрироваться на работе, они быстро утомляются, начинают отвлекаться на все подряд, становятся чрезмерно подвижными, вертятся или, наоборот, становятся медлительными, вялыми. У таких детей также встречаются трудности освоения чтения, письма и счета, но они возникают вторично на фоне низкой работоспособности и недостаточности произвольного внимания.  
План действий Если такие трудности проявляются у ребенка не раз, не два, а постоянно — это яркий тревожный сигнал, повод пройти обследование нейропсихолога и логопеда. 
 Наиболее благоприятный вариант — если ребенок прошел нейропсихологическое обследование готовности к школе и трудности обучения получилось выявить до того, как ребенок пошел в школу. Второй вариант, когда школьный нейропсихолог и/или логопед проводят скрининговую диагностику в начале первого класса и дают родителям и педагогам обратную связь. 
 Но чаще трудности обучения обнаруживаются у ребенка лишь к середине второго класса, когда школьный материал усложняется и учитель начинает ставить оценки. Двойки — серьезный сигнал, что что-то не так. На протяжении всей начальной школы коррекция трудностей обучения возможна, однако, чем раньше вы обратитесь к специалисту, тем легче будет их преодолеть. 
 Специалисты определят механизмы трудностей обучения, построят индивидуальный план коррекционно-развивающих занятий для ребенка, дадут рекомендации по обучению для педагога и родителей. 
 Источник: ( 
https://www.parents.ru )