Елена Сердюкова, «Цветочная лавка Л.Е.С.»: «Флористика – моё призвание»


image

25.12.2020 4103

Говорят, найти своё призвание и последовать ему никогда не поздно. Правда, когда у тебя за плечами долгие годы успешной жизни, никак с этим призванием не связанной, бросить всё и пойти «своей колеёй» ох как непросто. Решиться на такое может только человек отважный, однако такие люди в истории встречались. Поль Гоген в 35 лет бросил доходное место биржевого брокера ради обожаемой живописи. Таможенник Руссо впервые взял в руки кисти в 42 года, а знаменитая американка Бабушка Мозес – аж в 67 лет, проведя до этого жизнь за «работой» жены фермера и матери семейства (и за подобную смелость судьба подарила ей ещё 34 года творчества!). Все трое заняли прочное место в истории мирового искусства. Подобные примеры можно найти, конечно, не только в живописи. О призвании, трудностях и радостях на пути к нему мы поговорили с Еленой Сердюковой, основательницей #ByElenaSerdyukova и бренд-шефом «Лавки Л.Е.С.»


– Елена Анатольевна, вы ведь тоже отнюдь не сразу нашли своё призвание?

– Вы правы, по первой специальности я магистр финансового менеджмента, закончила РЭА им. Плеханова. Довольно долго работала по этой специальности, затем была персональным ассистентом первых лиц международных фармкомпаний, а после – финансового директора пивоваренной компании «САБМиллер РУС». Однако настал момент, когда я поняла, что иду не своей дорогой, и ушла во флористику, которая меня всегда привлекала. Начинала помощником флориста в одной компании, но буквально за два месяца стала старшим флористом. И за это время убедилась, что флористика – моё призвание.

Семь лет назад я решила открыть собственное дело. Бизнес начинала на свои деньги, без кредитов и займов. Изначально наша цветочная лавка существовала в интернет-пространстве, мы долго искали помещение, идеально подходящее под нашу концепцию. А когда довольно недавно нашли, то открылись в реальности – в очень интересном месте, книжном клубе «Достоевский», в двух шагах от Кремлёвского дворца.

Сейчас у нашей компании много постоянных заказчиков, мы работали с Правительством РФ, оформляли церемонии вручения премии Marie Claire, мероприятия на самых известных площадках Москвы. В общем, вышли на весьма достойный уровень.

– Магазинов цветов в столице, согласитесь, очень много. В чём отличие вашего от прочих?

– Мы – семейный авторский проект, и у нас много своих «изюминок». Так, мы отказались от сайта, потому что не хотим делать стандартные букеты № 1, № 2 и № 3. У нас сугубо творческий подход, наши решения зависят от сезона и адресности: букет, как хороший костюм, исполняется индивидуально и на заказ. Наши постоянные клиенты говорят не «хотим букет роз или хризантем», а «нужен подарок для человека такого-то возраста, пола, вкусов». И мы его собираем из самых свежих цветов, подходящих к случаю. Мы сотрудничаем со многими местными базами, поэтому цветы у нас всегда свежайшие. Работаем в основном на заказ.

– Как выживали с наступлением пандемии?

– Чем дальше развивалась ситуация с вирусом, тем хуже становились продажи. Видя, что творится в Европе, мы предположили, что и до нас это докатится, и стали корректировать закупки. И на момент закрытия салона 28 марта в холодильнике было минимальное количество срезанных цветов. Мы объявили скидки и быстро распродали остатки.

Ушли в онлайн-торговлю, но продажи были почти нулевыми: люди не понимали, как надолго затянется ожидание, многие остались без зарплат. И в первые же дни на самоизоляции мы на собственном опыте столкнулись с отсутствием в продаже медицинских масок…

– И решили перепрофилировать бизнес?

– Сначала я сшила для себя и родных несколько масок барьерного типа, благо остался большой запас тканей (до цветочного бизнеса у меня был свой корнер в шоуруме: занималась индивидуальным пошивом). Друзья начали спрашивать, почему не шью маски на продажу. Но я видела, какие проклятья сыплются на людей, которые в то время продавали маски по цене до 3 тысяч рублей. Вопросов становилось всё больше.

И чтобы не отвечать одно и то же, я сделала пост на своей странице в «Инстаграм». Но реакция меня удивила. Несколько знакомых написали что-то вроде: «Лена, я никому не скажу, но, может, сошьёшь моей семье несколько масок?!» Многие писали, что не стоит комплексовать, а надо делать то, в чём нуждаются люди!

И тогда я приняла решение и сшила первую маску с вышивкой «Не болей». Стоимость за многоразовую маску поставила 100 рублей. И пошли заказы! Я поняла, что смогу поддержать финансово свою семью и сотрудников. «Цех» открыли в квартире, изделия возили на личном авто, соблюдая меры предосторожности. А потом один блогер сделал репост моего поста – и у нас начался безумный вал заказов!

А скоро мы столкнулись с людьми, пытавшимися закупать наши маски оптом и перепродавать по совсем другой цене. Но наш выбор – помогать людям, а не наживаться на ситуации, не кормить перекупщиков.

– Но конечно, вы мечтали вернуться к своим любимым цветам?

– Разумеется, мы так и сделали! Пандемия по-прежнему вносит в бизнес коррективы, посещаемость магазина в последние недели вновь упала в связи с тем, что многих снова перевели на самоизоляцию. Но нас выручает онлайн, у нас есть немало постоянных покупателей, появляются и новые. Да, малому бизнесу сейчас нелегко, главное – не опускать руки!

Оптовые цены на лекарственные препараты Прайс-лист

Публикации