07.09.2021 7840
По данным исследователей, детский аутизм представляет собой сложное состояние, которое проявляется в нарушении развития психической сферы и других систем организма. Это состояние не зависит от этнической принадлежности, социального статуса или стиля отношений в семье. Родители часто первыми замечают, что их ребенок ведет себя необычно и проходит основные этапы развития не так, как сверстники. В некоторых случаях поведение малыша кажется особенным с самого рождения, в других — ребенок, который развивался нормально, может неожиданно утратить ранее приобретенные навыки.
Российские и американские ученые впервые провели сравнительное исследование порождения и понимания речи у детей с расстройствами аутистического спектра. Исследование опровергло гипотезу о том, что детям с РАС сложнее понимать чужую речь, чем выражать свои мысли словами. Результаты работы могут помочь в диагностике речевых нарушений и в проведении грамотной коррекции и реабилитации речи. Статья с результатами исследования опубликована в журнале Research in Developmental Disabilities.
По данным исследования, речевые нарушения встречаются примерно у 75% детей с РАС. Вопрос о том, что именно — порождение или понимание речи — у них нарушено в большей степени, остается актуальным. Ранее существовала гипотеза, что порождение речи сохраняется лучше, чем ее понимание. Однако исследователи из Центра языка и мозга ВШЭ, Федерального ресурсного центра по оказанию комплексного сопровождения детей с РАС и Хаскинских лабораторий опровергли эту гипотезу.
Ученые протестировали 82 русскоговорящих ребенка с РАС, сравнив их способности порождения и понимания речи на различных лингвистических уровнях. Для тестирования был использован разработанный в Центре языка и мозга тест речевых навыков КОРАБЛИК. Сравнение проводилось по трем направлениям: лексическому, морфосинтаксическому и дискурсивному. Результаты показали, что единого паттерна в речи детей с РАС не существует. Порождение отдельных слов оказалось более нарушенным, чем понимание, в то время как порождение и понимание предложений нарушены в одинаковой степени, а порождение связных текстов оказалось более сохранным, чем их понимание.
Соавтор статьи Вардан Арутюнян отметил, что в работе было важно не только описать разницу между порождением и пониманием речи, но и выяснить, как уровень невербального интеллекта ребенка влияет на эти паттерны. В ходе исследования детей с РАС разделили на группы с и без интеллектуальных нарушений. На лексическом уровне различия не были выявлены. Однако на морфосинтаксическом уровне у детей без интеллектуальных нарушений порождение и понимание предложений и текстов было нарушено в одинаковой степени, в то время как у детей с нарушениями понимание предложений оказалось более сохранным, чем порождение.
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалистов.
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"
По данным исследователей, детский аутизм представляет собой сложное состояние, которое проявляется в нарушении развития психической сферы и других систем организма. Это состояние не зависит от этнической принадлежности, социального статуса или стиля отношений в семье. Родители часто первыми замечают, что их ребенок ведет себя необычно и проходит основные этапы развития не так, как сверстники.
https://www.pharmcontrol.ru/news_medic.php?id=57727