Причины возникновения и лечение задержки речевого развития у детей


image

26.11.2021 6303

Существуют возрастные нормы становления речи, которые могут немного колебаться у каждого отдельного индивида. Но иногда, ввиду ряда причин, возникает такая патология как задержка речевого развития у детей.

Задержка речевого развития (ЗРР) – это довольно распространенная проблема, ведь к ее возникновению может приводить огромное количество причин. Их для более легкого восприятия стоит разделить на три группы: 

- Пренатальные – оказывают свое воздействие во внутриутробном периоде. Данные факторы могут вызвать нарушения строения органов речи и слуха, гидроцефалию, гипоксию головного мозга. 

-Интранатальные – возникают во время родов. Сюда можно отнести родовую травму и гипоксию вследствие обвития пуповиной. 

- Постнатальные – различные факторы, которые действуют на ребенка уже после его рождения. В качестве примера сюда подходят перенесенные инфекционные заболевания головного мозга и его оболочек, черепно-мозговые травмы, расстройства нервно-психического характера.

Ребенок узнает новые слова и их значение именно от окружающих его людей. Поэтому причиной ЗРР может стать также и педагогическая запущенность. Это ситуация, при которой с ребенком никто не разговаривает, не занимается и он попросту предоставлен сам себе. Именно из-за такого разнообразия причин врачу бывает очень сложно выяснить, какая из них стала основной в конкретном клиническом случае. Очень важно вовремя заметить проблему и начать лечение, ведь провоцирующий фактор может влиять постоянно и лишь усугублять ситуацию.

Нормальное развитие речи 

Чтобы отличать норму от патологии, следует знать, как должна развиваться речь у здорового ребенка:

- Первый год жизни малыша является подготовительным. В 1,2-3 месяца он должен издавать такие звуки, как гуление, с пяти месяцев может появляться лепет, переходящий в лепетные слова в 8 месяцев. 
- Из уст девочек первые слова звучат в 9-10 месяцев. Мальчики немного отстают – у них эта способность появляется в 11-12 месяцев. 
- В возрасте 12 месяцев малыш должен говорить примерно десять легких слов (мама, дядя, баба). При этом он может указать на те предметы, которые ему называют (игрушку, яблоко, чашку), хоть сам произнести их названия еще не способен. 
- Примерно в 1,5 года происходит «лексический взрыв». Это означает, что ребенок начинает произносить те слова, значение которых прекрасно понимал и раньше. 
- В 3 года у ребенка уже должна быть связная речь. То есть он способен формировать несложные предложения и отвечать на вопросы взрослых. Его словарный запас составляет в этом возрасте 500-800 слов, а через год увеличивается примерно в два раза. Задержка речевого развития, 3 года игнорирующаяся родителями, будет очень трудно поддаваться лечению. Эти возрастные границы могут расширяться в одну и другую сторону ввиду индивидуальных особенностей. Для девочек допускается отставание на 2-3, для мальчиков – на 4-5 месяцев.

Симптомы нарушения речевого развития ЗРР подразумевает под собой замедленное формирование всех умений: 
- издавать характерные для конкретного возраста звуки; 
- проговаривать отдельные слова и нарабатывать словарный запас; 
- строить фразы и предложения; связно разговаривать. 
Не все родители знают нормы развития тех или иных умений ребенка, поэтому часто пропускают ЗРР.

Насторожить и заставить обратиться к специалисту должны такие симптомы у ребенка: 
- В возрасте до 1 года совсем не издает никаких звуков или же они однотипные. 
- Если ребенок не реагирует на обращенную к нему речь, это задержка речевого развития в 1 год. 
- Не произносит никаких слов в 1-1,5 года или проявляет слабые попытки это сделать. 
- Не указывает на названные взрослыми предметы в 1,5-2 года. 
- Не знает ни одного слова в 2 года. 
- Вместо речи объясняет свои потребности с помощью жестов и мимики. 
- Не может сформировать элементарных предложений в 2,5-3 года. 

В первую очередь родителям необходимо обратиться к педиатру. Он оценит общее развитие ребенка и выяснит, не является ли ЗРР синдромом задержки психоречевого развития. Обязательно малыша должны осмотреть ЛОР, детский невролог и психиатр. Только комплексная оценка даст понять, что стало причиной ЗРР и выбрать правильную тактику лечения. 
В процессе обследования необходимо разобраться, нормальная ли у малыша острота слуха, в каком состоянии речевой аппарат. А также могут понадобиться такие методы как электроэнцефалография и УЗИ сосудов головы и шеи. Такой специалист как психиатр исключит или подтвердит наличие у ребенка аутизма, олигофрении и любых других отклонений.

Источник: ( https://zdorovyemalisha.ru )

Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Публикации