
18.03.2021 5556
Ответы на вопросы, заданные слушателями практических конференций «Онлайн-университета налоговой грамотности», предоставлены специалистами Управления федеральной налоговой службы по Московской области. Тема онлайн-конференции: «Актуальные вопросы по налогу на прибыль организаций»
1. Маметьева Татьяна:
Подскажите, пожалуйста, как в 2021 г. вести учет малоценных основных средств?
В связи с новым ФСБУ 5/2019 запасы, имеющие срок полезного использования более 12 месяцев, должны учитываться как ОС. Но согласно ПБУ 6/01 ОС стоимостью менее 40 тыс. руб. учитываются как запасы.
Получается замкнутый круг. Так как же поступить в такой ситуации?
Ответ:
Если организация в 2021 г. продолжает применение ПБУ 6/01, то продолжает действовать п. 5 данного ПБУ, согласно которому активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01 и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.
В то же время в связи с вступлением в силу Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы», утвержденного Приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н (далее - ФСБУ 5/2019), малоценные ОС нельзя учитывать в составе запасов, так как это противоречит определению запасов (использование в производстве в течение периода не более 12 месяцев) (п. 3 ФСБУ 5/2019).
В этом случае организация может выделить подобные активы в отдельную группу основных средств, информация о которых заведомо несущественна. При принятии указанного решения затраты на приобретение и создание основных средств, относящихся к выделенным несущественным группам, независимо от стоимости отдельных объектов списываются на расходы по обычной деятельности в момент понесения (п. 7.4 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).
2. Никита Болтинский:
1. Можно ли учесть в расходах по налогу на прибыль затраты на командировку внештатного специалиста? Например расходы на поездку, проживание, суточные юриста/адвоката в другой город для участия в судебном заседании.
2. Можно ли признать затраты на добровольную вакцинацию сотрудников?
Ответ:
1. В соответствии с положениями статей 166 - 168 Трудового кодекса Российской Федерации и статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации организация вправе возмещать затраты по командировкам только для штатных работников, с которыми организация заключила трудовые договоры (контракты). При этом расходы на оплату услуг юриста/адвоката можно учесть как прочие расходы на основании подпункта 14 пункта 1 статьи 264 НК РФ, если эти расходы документально подтверждены и связаны с производственной деятельностью организации (пункт 1 статьи 252 НК РФ).
2. Согласно разъяснениям Минфина России (письмо от 08.10.2020 N 03-03-06/1/87999) если организация исполняет обязанности, возложенные на нее Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в частности проводит обязательную вакцинацию сотрудников, то указанные затраты можно учесть в составе других расходов, связанных с производством и (или) реализацией.
Таким образом, расходы на добровольную вакцинацию сотрудников учесть для целей налогообложения нельзя.
3. Анна Кувашова:
Расходы, связанные с проведением тестирования на Covid-19 всех сотрудников, можно принимать к вычету полностью? Или все-таки существует нормирование (например 10% по Постановлению Мэра Москвы, а также применяемое в Московской области)? Если сотрудник самостоятельно прошел тестирование, возмещаемую сумму можно принять полностью в расходы? Или нужно при нормировании добавлять расходы этого сотрудника и смотреть, входят в 10% или нет). А также вопрос связан с количеством тестирования, если это ежемесячное тестирование, мы можем принять полностью все расходы на тестирование или же оно тоже нормируется?
Ответ:
Расходы организаций на оплату услуг по проведению исследований на предмет наличия у работников новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также иммунитета к ней, направленные на выполнение требований действующего законодательства Российской Федерации в части обеспечения нормальных (безопасных) условий труда работников, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ (письмо Минфина РФ от 02.02.2021 № 03-03-06/3/6590). Данные расходы не нормируются.
5. Екатерина Громова:
В декабре 2020 г. было превышение 15 млн. руб., нужно ли переходить на ежемесячные авансовые платежи в 2021 году?
Ответ:
Согласно пункту 3 статьи 286 НК РФ организации по итогам отчетного периода уплачивают только квартальные авансовые платежи, если у них за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал.
При этом пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 22.04.2020 № 121-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» предусматривается, что при применении в налоговом периоде 2020 года пункта 3 статьи 286 НК РФ у организации предельная величина доходов от реализации, определяемых в соответствии со статьей 249 НК РФ, не должна превышать в сумме в среднем 25 миллионов рублей за каждый квартал.
Таким образом, поскольку средняя величина доходов от реализации в размере 25 миллионов рублей за каждый квартал, установленная Федеральным законом № 121-ФЗ, применяется только в налоговом периоде 2020 года, то при определении порядка уплаты авансовых платежей в 2021 году следует применять среднюю величину доходов от реализации в размере 15 миллионов рублей за каждый квартал.
6. Елена Мишина:
Помогите, пожалуйста, советом: организация отчитывалась и оплачивала налог на прибыль, исходя из фактической прибыли, ежемесячно. В декабре 2020 года в свободной форме было написано письмо о переходе на уплату прибыли в стандартной форме, ежеквартально. Инспекторы отказываются сказать приняли ли они это письмо к сведению или нет. Имеет ли организация право с 2021 года не отчитываться ежемесячно и уплачивать налоги, исходя из фактической прибыли? Инспекторы сказали, что заявления в унифицированной форме для перехода на ежеквартальную уплату прибыли нет.
Ответ:
Согласно пункту 2 статьи 286 НК РФ налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года (уведомление подается в произвольной форме), предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. Указанный порядок применяется также и в случае перехода с уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли на уплату ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода.
Таким образом, если налогоплательщик, уплачивающий в 2020 году ежемесячные авансовые платежи исходя из фактической прибыли, подал не позднее 31 декабря 2020 года уведомление в произвольной форме о переходе с 2021 года на уплату ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода, то он может применять новый порядок уплаты ежемесячных авансовых платежей с 2021 года в общеустановленном порядке.
7. Олег Хачатуров:
Если закупить оборудование на сайте Aliexpress, можно учесть эти расходы? Этот сайт не предоставляет документов, но там можно оплатить картой.
Ответ:
Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ расходы учитываются для целей налогообложения, если они подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом отмечаем, что если приобретенное оборудование является для организации основным средством (порядок отнесения имущества к основному средству определен статьей 257 НК РФ), то расходы на его приобретение не учитываются для целей налогообложения на основании пункта 5 статьи 270 НК РФ.
8. Яна Денисова:
Во время пандемии предприятия, которые не включены в реестр МСП, не имели возможности воспользоваться мерами поддержки, оказываемыми Правительством РФ. При этом включение в Реестр МСП производится формальным методом, и в индивидуальном порядке попасть в Реестр МСП предприятию невозможно.
Ответ:
Внесение сведений в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства носит заявительный характер и осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом, реестр формируется автоматически, путем присвоения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства хозяйствующим субъектам, сведения о которых уже отражаются в информационных системах, без введения административных процедур, связанных с представлением такими хозяйствующими субъектами дополнительных документов.
Таким образом, включение/исключение из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства происходит ежемесячно в автоматическом режиме на основании представленных налогоплательщиком данных.
9. Минаев Дмитрий Сергеевич:
Какие документы следует предоставить государственному учреждению культуры (музею) в налоговый орган для применения ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций за 2020 год? (Согласно Постановлению Правительства РФ от 8 мая 2020 № 642).
Ответ:
Применение нулевой ставки носит заявительный характер, получать разрешение на ее применение не нужно. Необходимо лишь подтвердить право на нее.
Форма сведений о доле доходов от деятельности музея, учредителями которого являются субъекты РФ или муниципальные образования, а также ее электронный Формат утверждены Приказом ФНС России от 26.08.2020 № ЕД-7-3/603@. Данная форма подается в налоговые органы ежегодно в целях обоснования применения нулевой ставки по налогу на прибыль. Срок ее представления совпадает со сроком сдачи годовой декларации по налогу на прибыль. Впервые форму нужно подать не позднее 29 марта 2021 года.
При этом по вопросам отнесения того или иного кода общероссийского классификатора видов экономической деятельности к культурной деятельности, включенной в Перечень, следует обращаться в Министерство культуры Российской Федерации.
10. Ирина Подать:
Можно ли включить в расходы на прибыль путевки в санаторий по восстановлению здоровья сотрудников после перенесенного заболевания COVID
Ответ:
Да, можно, но в установленном НК РФ размере и при условии выполнения определенных требований, а именно:
к расходам на оплату труда в целях главы 25 НК РФ относятся расходы на оплату услуг по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории РФ в соответствии с договором о реализации туристского продукта, заключенным работодателем с туроператором или турагентом, оказанных, в частности, работникам (п. 24.2 ст. 255 НК РФ). Расходы на санаторно-курортное лечение учитываются в размере фактически произведенных расходов, но не более 50 000 руб. в совокупности за налоговый период на работника и при условии выполнения требования, установленного абз. 9 п. 16 ст. 255 НК РФ.
Все другие виды путевок на лечение и отдых, не предусмотренные п. 24.2 ч. 2 ст. 255 НК РФ, для целей налогообложения налогом на прибыль не учитываются.
11. Мельников Алексей:
Наша организация в 2020 г. была в списке пострадавших от пандемии COVID. В течении 2-го квартала приходили выплаты сотрудникам в размере 1 мин. зарплаты.
Скажите, мы должны платить налог на прибыль за 2-й квартал 2020 г. ?
Ответ:
Согласно пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ не облагаются налогом на прибыль доходы в виде субсидий, полученных из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, налогоплательщиками, включенными по состоянию на 1 марта 2020 года в реестр МСП.
При этом в соответствии с пп. 48.26 ст. 270 НК РФ расходы за счет субсидий, указанных в пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, не учитываются в целях исчисления налога на прибыль.
12. Тимошенко Н.А.
Наша организация владеет земельным участком в Солнечногорском р-не МО на правах собственности (участок земли под зданием).
Для расчета земельного налога за 2019г. (согласно п.1, п.3 ст. 391 НК РФ) через МФЦ нами была получена выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2019г., выданная 17.01.2019г. Расчет и оплата земельного налога производилась на основании данного документа в установленные законом сроки.
В ходе камеральной налоговой проверки у ИФНС по г. Солнечногорску возникли вопросы относительно налоговой базы, а именно кадастровой стоимости данного участка. В справке, полученной нашим Обществом в МФЦ, кадастровая стоимость указана в размере 6 780 868,20, а Росреестр предоставил в ИФНС кадастровую стоимость в размере 10 496 779,20.
Мы обратились за разъяснением ситуации в органы Росреестра по МО.
В ответе на наш запрос, нам сообщили о том, что «мероприятия по внесению в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденной Распоряжением №15ВР-1633 от 27.11.2018г., проводилось в период с 09.01.2019г. по 18.01.2019г.»
Следовательно, в период проведения работ по внесению актуальных данных по кадастровой стоимости, Росреестр выдавал выписку с некорректными данными, не приостановив на период проведения работ выдачу справок (Согласно ст. 17, № 237-ФЗ от 03.07.2016г. данные должны быть внесены не позднее 1 января года, следующего за годом определения кадастровой стоимости, т.е не позднее 01.01.2019г.)
Как в данной ситуации нам отстоять наши права?
Ответ:
На вопрос Тимошенко Н.А. о дате начала применения в целях исчисления земельного налога результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в Московской области - рекомендуется руководствоваться разъяснениями Минфина России от 29.03.2019 N 03-05-05-02/21667.
Минфин России в письме от 29.03.2019 N 03-05-05-02/21667 разъяснил, что на основании пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" сведения о кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
Акт об утверждении кадастровой стоимости вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения государственной кадастровой оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (статья 15 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 2 июля 2013 г. N 17-П, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанной статьей предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Таким образом, дата начала применения кадастровой стоимости определяется датой вступления в силу акта, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, а не датой фактического внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Учитывая изложенное, применительно к кадастровой стоимости, определенной в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ, для целей налогообложения учитывается дата начала применения такой кадастровой стоимости, указанная в Едином государственном реестре недвижимости и совпадающая с датой вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
Следовательно, результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, утвержденные распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 г. N 15ВР-1633 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки", вступившим в силу 1 января 2019 года, подлежат применению для целей исчисления земельного налога с 1 января 2019 года вне зависимости от даты их фактического внесения в Единый государственный реестр недвижимости.
Аналогичные выводы содержатся в разъяснениях Минфина России от 09.09.2020 N 03-05-04-02/79020.
Оптовые цены на лекарственные препараты Прайс-лист