Наличие диплома и даже его цвет - далеко не всегда являются гарантией знаний, а главное – умения их применять; гарантией квалификации, компетенции специалиста, претендующего на какое-либо рабочее место. Экзамены сданы, впереди работа… Как сделать так, чтобы «официальная» квалификация того или иного специалиста с одной стороны не вводила работодателя в заблуждение об его истинных способностях, а с другой – позволяла соискателю рабочего места получать достойную его компетенций заработную плату. Об этом – в беседе с генеральным директором Национального агентства развития Квалификаций (НАРК), членом Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, председателем Экспертного совета по среднему профессиональному образованию и профессиональному обучению при Комитете по образованию и науке Государственной Думы, доктором педагогических наук, профессором, членом-корреспондентом Российской академии образования (РАО) Александром ЛЕЙБОВИЧЕМ разговаривал Вадим ВИНОКУРОВ, председатель Московского областного отделения Российского Союза налогоплательщиков.
- Александр Наумович, конечно, роль экзаменов чрезвычайно важна, но - для того, чтобы к их результатам не было претензий ни у руководства компании, ни у самих работников, они должны быть достаточно авторитетными…
- Такому понятию, как независимая оценка качества подготовки кадров, у нас в стране уже порядка 15-20 лет. Ещё в 2010 году был создан так называемый Общественно-государственный совет системы независимой оценки качества профессионального образования. Положение об этом Совете подписали бывший в то время министром образования и науки РФ Андрей Фурсенко и президент РСПП Александр Шохин. В состав Совета входили представители крупнейших работодателей, бизнес-сообществ, а также представители общественности. Этот орган инициировал то, что сейчас называют независимой оценкой квалификаций, системой профессиональных экзаменов. В 2014 году «толчок» этой общественной инициативе дал уже Президент России, и она, соответственно, стала развиваться уже не просто в общественном, а в государственно-общественном формате.
- Кто должен эти экзамены проводить? Как они должны готовиться?
- Профессиональные экзамены должны проводить либо работодатели, либо уполномоченные ими организации. Именно сами работодатели, сообщество профессионалов - через свои объединения должны осуществлять эти процедуры, управлять ими. Тогда не будет и разрыва между их требованиями и теми результатами, которые мы имеем на рынке труда. Уровень же доверия к результатам таких экзаменов определяется тем, насколько процедура их проведения понятна и прозрачна для работодателя.
- Но если каждый работодатель будет такие экзамены проводить сам, то может возникнуть проблема - требования-то у всех будут разными…
- Конечно, поэтому есть определенные механизмы, которые концентрируют требования работодателей в одной точке. Эта точка сегодня называется профессиональный стандарт. Собственно, профессиональный стандарт и есть концентрированное выражение требований рынка труда к специалистам. Этот стандарт сам по себе такие требования определяет, но совершенно не гарантирует, что работники на рынке труда или же выпускники образовательных организаций этим требованиям соответствуют. Поэтому профессиональному стандарту необходимы и другие инструменты, определяющие его внедрение в практику. Поскольку основным результатом
внедрения профессионального стандарта является наличие на рынке труда людей,
которые этому стандарту соответствуют, то нужны, прежде всего, механизмы подтверждения квалификации лиц, осуществляющих профессиональную деятельность. Особенно там, где от квалификации работников зависит безопасность и благополучие граждан, конкурентоспособность компаний. Таким механизмом по российскому законодательству является независимый профессиональный экзамен, который включает разнообразные методы оценки: на основе прямого тестирования навыков и знаний, на основе достоверного портфолио и др.
- Тем самым мы приходим к тому, что создаются специальные центры оценки квалификации, так называемые ЦОКи, - то есть органы, которые уполномочены такие экзамены проводить?..
- Да, и эта система уже, по сути, выстроена. Другое дело, что сами эти профессиональные экзамены сегодня являются обязательными далеко не везде. И «де-юре», и «де-факто». Только в некоторых отраслях. В большинстве же отраслей этот инструмент внедряется пока исключительно на добровольной основе. Это нормально на этапе становления системы независимой оценки квалификаций, когда требуется время для обеспечения доступности профессиональных экзаменов. Но понимание того, что независимый профессиональный экзамен не только ведёт к каким-то дополнительным затратам со стороны работодателей или со стороны соискателей, но и наоборот - позволяет во многих случаях средства сэкономить или увеличить доход, постепенно приходит.
Некоторые крупные работодатели уже посчитали, в какую сумму им обходится приём на работу специалиста с компетенциями, которые, мягко говоря, не в полной мере соответствуют требованиям этого рабочего места, занимаемой им должности. В среднем это примерно 60 -70 тысяч рублей на человека. Стоимость профессионального экзамена значительно ниже.
- Давайте попробуем эту стоимость оценить…
- В разных секторах она будет разной, объясню почему. Профессиональный экзамен сегодня состоит из двух этапов - теоретического и практического. Теоретический этап – это по сути дела тестирование на основе оценочных средств, которые утверждают те же самые советы по профессиональным квалификациям - структуры, которые фактически поддерживаются объединениями работодателей. Этот этап не очень дорогой, более того - мы сейчас создаем систему централизованного
тестирования, когда соискатель может его пройти, по сути, в любом Центре оценки квалификаций. По любой квалификации, не только по тем, которые за этим Центром закреплены. Почему? – Потому что, когда соискатель остается наедине с компьютером, человеческий фактор практически исключается.Но это касается только теоретического этапа, стоимость которого по нашей оценке может составить максимум 500 рублей на человека.
А вот вторая часть – это уже история более дорогая. Практический этап экзамена, безусловно, очень сильно зависит от той профессии, от той квалификации, по которой соискатель хочет получить подтверждение – свидетельство о квалификации. Если практический экзамен требует дорогого оборудования, расходных материалов, то его стоимость может быть достаточно высокой. Но в любом случае она, по нашим оценкам, не превышает, как правило, 10-15 тысяч рублей на человека. Зависит это, безусловно, ещё и от массовости процедуры. При этом, очевидно, что при использовании на практической части экзамена дорогостоящего оборудования подразумевает, что и возможные финансовые потери от порчи или некомпетентного использования этого дорогостоящего
оборудования в производстве также соответственно очень высоки. Вложения в
компетентность кадров окупаются всегда.
Причем совсем не обязательно, что Центры оценки квалификаций проводят экзамены непосредственно у себя. Дело в том, что разнообразие квалификаций настолько велико, что абсолютно не рационально держать на постоянной основе в таких Центрах оснащение, оборудование, экспертов… - вне зависимости от того, востребованы ли в настоящий момент времени те или иные из них. Многие центры заключают соглашения с другими экзаменационными площадками: это могут быть и образовательные учреждения, и учебные центры каких-либо предприятий, то есть любые организации, которые необходимым оборудованием обладают. Соответственно, эти экзаменационные площадки, как правило, и проводят практическую часть экзамена. Иногда и теоретическую тоже. А результаты предъявляют Центрам оценки. Особенность состоит в том, что на каждой такой площадке представитель Центра оценки квалификаций обязательно присутствует. Этим по сути дела и определяется независимость проведения экзамена.
Часто крупные предприятия тоже вкладывают свои средства в проведение профессиональных экзаменов. Если на базе предприятий созданы такие Центры, то их деятельность часто совмещается и с деятельностью учебных подразделений этих предприятий. Потому что сегодня есть только одно ограничение - Центр оценки квалификаций не может быть образовательной организацией. А предприятие получить статус Центра оценки квалификаций вполне может.
- А государственные органы? Могут ли получить такой статус они?
- Этот вопрос находится на стадии обсуждения. Министерство труда и социальной защиты РФ подготовило в прошлом году изменения в Федеральный «Закон о независимой оценке квалификаций». Проект предполагает, что государственные органы - особенно региональные органы управления - могут в этот процесс включаться. Потому что сегодня они юридически от этого отстранены. Они могут создавать, быть учредителями Центров оценки квалификаций. В принципе, это и сегодня положениям 238 ФЗ не противоречит. Но - в полномочия региональных органов это не входит, а значит, и формировать на эти цели бюджеты, вкладывать средства они не могут.
Но при этом для регионов представляют интерес те квалификации, которые на их рынке труда являются массовыми - это квалификации в сфере ЖКХ, в сферах образования, социального обслуживания населения. Есть множество и других квалификаций, которые являются для региона по сути дела системообразующими. Или квалификации, которые необходимы в наиболее развитых в этом регионе секторах экономики. Например, в области туризма.
- Среднее профессиональное образование финансируется даже не просто государством, а в основном самими регионами, то есть это - часть региональных бюджетов. И на сегодняшний момент никаких действенных оценок эффективности таких образовательных программ нет…
- Конечно. Фактически это - самооценка со стороны системы образования. Понятно, что эта история приводит, если и не к неэффективности, то, во всяком случае, к неполной эффективности использования бюджетных средств. А самое главное – это «зашумляет» рынок труда. То есть, по сути дела, вы практически не можете на этом рынке выделить, отличить квалифицированных специалистов от неквалифицированных до того, как примете сотрудника на работу и почувствуете все «прелести» метода проб и ошибок. Уже третий год мы совместно с регионами и некоторыми отраслями ведем такой проект, когда выпускники образовательных организаций среднего профессионального образования проходят независимую оценку квалификации. Это не очень большой по количеству «пилот», в нем участвует , примерно, порядка 20 субъектов Российской Федерации.
- И каковы его результаты?
- Максимум – 60%. Возникают и социальные последствия: то есть людям, чтобы пройти оценку своих квалификаций, надо ехать куда-то далеко. Поэтому централизованное тестирование, которое мы внедряем для теоретической части экзамена, резко повышает его доступность. Это уже совсем другой уровень такой доступности.
- Оно же наверняка и понижает стоимость такого экзамена?
- Безусловно. Более того, если человек успешно прошел теоретическую часть, то у него естественно крепнет желание пройти и часть практическую, он уже более уверенно себя чувствует…
- Выходит, что цифровизация – это, в том числе, ещё и средство снижения стоимости системы проверки квалификаций?
- Конечно. С первых шагов формирования новой системы профессиональных
квалификаций мы активно используем цифровые технологии, создавая поэтапно общую
цифровую платформу управления квалификациями. Это и информационные
системы разработки профессиональных стандартов и квалификаций, и разработки
оценочного инструментария, федеральный реестр результатов профэкзаменов и т.п.
Мы исходим из того, что все основные процессы в национальной системе квалификаций должны быть максимально оптимизированы и упрощены на основе цифровых технологий. Это неизбежный этап развития. Если мы не сделаем это сами, за нас обязательно сделают другие, в чистом виде IT компании, но сделают это хуже, понимая смысловую, методическую часть.
- Давайте попробуем заглянуть в будущее… Какой вы видите систему оценки квалификации через несколько лет?
- Прежде всего, я вижу эту систему достаточно развитой для того, чтобы обеспечить независимую оценку тех квалификаций, тех профессий, которые несут определенные риски с точки зрения безопасности, с точки зрения качества услуг населению и т.д.
Мне кажется, что история эта, прежде всего, - про защиту прав потребителя. Причём, не только граждан, но и компаний.
- Не могу удержаться ещё от одного вопроса. Есть такое понятие, как «гибкость трудового рынка», или - его «подвижность», волатильность, то есть перетекание работников из одних областей в другие. С таким глобальным перетеканием мы столкнулись в 90-е: никогда у нас прежде не было ни предпринимателей в таком количестве, ни такого сектора услуг, и вдруг он взял и образовался. Как вы считаете, создание такой системы проверки квалификаций как-то затормозит такую «подвижность»?
- Думаю, что нет. Во-первых, есть определенные пакеты родственных квалификаций, когда человек может перейти из одной сферы деятельности в другую по наиболее рациональному пути. Допустим, вам надо пройти переподготовку. Как это делается сейчас? – В одну группу со сроком обучения примерно 5-6 месяцев набирают всех, вне зависимости от того, есть ли уже у кого-то из них какая-то квалификация в этой области или же её нет совсем. Но… Одно дело, если вы были учителем, а решили вдруг стать врачом, и совсем другое - если вы были, условно говоря, врачом-терапевтом, а решили стать «онлайн-терапевтом» или перейти в какую-то другую квалификацию в той же медицинской отрасли. Во втором случае дорога должна быть короче. А вот какой конкретно она должна быть – на этот вопрос может ответить именно подтвержденная квалификация.
У нас есть цифровой ресурс, где собраны все квалификации, все их описания. Этот ресурс позволяет выстроить ваш переход от одной квалификации к другой наиболее коротким и эффективным путём. С учетом вашего опыта. Если у вас есть подтвержденная квалификация, подтвержденный профессиональный опыт, то и учить вас можно по более короткой программе. А может быть, вы уже и сами, самостоятельно, на экзамене сможете эти свои компетенции с легкостью подтвердить…